Первую страницу в историю Лозаннского движения вписал благовестник д-р Билли Грэм. Проповедуя в разных странах, он захотел «объединить всех евангельских верующих для всемирной евангелизации».
В 1966 г. Евангелическая ассоциация Билли Грэма совместно с американским журналом «Кристианити тудэй» спонсировала Всемирный конгресс по благовестию в Берлине. Конгресс привлек 1200 делегатов из более чем 100 стран и послужил толчком для проведения конференций в Сингапуре (1968), Миннеаполисе и Боготе (1969), а также Австралии (1971). В скором времени Билли Грэм увидел нужду в более масштабном и представительном конгрессе, который позволил бы реорганизовать миссионерскую деятельность Церкви в мире социальной, политической, экономической и религиозной нестабильности. Он считал, что Церковь должна нести Евангелие современному миру, стараясь понимать идеи и ценности, стоящие за происходящими в обществе изменениями. Д-р Грэм поделился своими размышлениями со 100 христианскими лидерами с разных континентов, и все они его поддержали. Нужда в подобном конгрессе назрела.
Первый лозаннский конгресс
В июле 1974 г. около 2700 участников и гостей из более чем 150 стран собрались в Лозанне (Швейцария), чтобы десять дней провести в дискуссиях, общении, поклонении и молитве. Учитывая количество представленных на конгрессе национальностей, этнических групп, возрастов, профессий и церковных деноминаций, журнал «Тайм» назвал его «гигантским форумом, возможно, самым обширным за всю историю христианства».
Среди выступавших были величайшие христианские мыслители того времени, в том числе Самюэль Эскобар, Франсис Шэффер, Карл Генри и Джон Стотт. Выступление Ральфа Уинтера, во время которого впервые прозвучал термин «необращенные этнические группы», было названо «одной из важнейших вех в современной миссиологии». Если раньше можно было услышать голоса, призывавшие свернуть миссионерскую деятельность за рубежом, то Уинтер призывал к обратному. В тысячах этнических групп нет ни одного христианина и нет доступа к Писанию на родном языке, поэтому транскультурное благовестие должно быть главной задачей Церкви.
Лозаннский договор
Одно из выдающихся достижений конгресса – составление и подписание Лозаннского договора. Председателем редакционного комитета и главным автором этого документа был Джон Стотт. Лозаннский договор задумывался как публичный завет с Богом, а также завет друг с другом; со временем он превратился в один из наиболее влиятельных документов в истории современной Церкви. Он помог четко определить границы евангельского богословия и церковной практики и заложил фундамент для образования многих новых партнерств и альянсов. В последний день конгресса Лозаннский договор был публично подписан Билли Грэмом и англиканским епископом Джеком Дэйном, после чего свои подписи на личных экземплярах поставили тысячи верующих. По сей день этот документ служит основой христианского единства и продолжает побуждать многих людей к всемирному благовестию.
Размышляя о результатах конгресса 1974 г., Джон Стотт пишет: «Многие конференции можно сравнить с фейерверком. Они производят много шума и озаряют небосвод на несколько коротких мгновений. Но приятно сознавать, что огонь Лозаннского конгресса по сей день продолжает гореть и зажигать новые и новые огоньки».
Комитет превращается в движение
Более 70% участников конгресса проголосовали за создание комитета, который следил бы за претворением в жизнь достигнутых соглашений. В январе 1975 г. группа людей, избранных конгрессом, во главе с председателем епископом Джеком Дэйном, собралась с этой целью в Мехико. Некоторые члены комитета видели своей задачей исключительно евангелизацию; другие склонялись к более широкому, всеобъемлющему подходу. Наконец остановились на том, что целью комитета будет «развивать все аспекты библейской миссии Церкви, сознавая, что в ее жертвенном служении первостепенную роль играет благовестие и что в первую очередь мы должны переживать о необращенных людях (на тот момент их количество оценивалось в 2,7 млрд)». Эта цель и сейчас продолжает характеризовать Лозаннское движение.
На должность первого генерального секретаря комитета был избран Готтфрид Осей-Менса из Ганы, а сам комитет стал называться Лозаннским комитетом по всемирной евангелизации. Его объединяла преданность принципам Лозаннского договора, а также, по выражению Билли Грэма, «дух Лозанны»: молитва, изучение Писания, надежда и готовность к партнерству, глубокое смирение. По словам Лейтона Форда, первого председателя этого комитета, «лозаннский дух – это глубокая преданность всемирному благовестию во всех его аспектах, готовность сотрудничать в этом деле с другими людьми и большая чуткость к культурным особенностям мира, которому мы призваны служить».
Когда комитет собрался на будущий год в Атланте, его главная цель была разбита на четыре аспекта: ходатайство, богословие, стратегия и внешние связи. Для каждого из этих направлений была создана рабочая группа, и все четыре группы продолжают функционировать по сей день.
Продолжающееся влияние
Во все годы своего существования Лозаннское движение старалось избегать бюрократии. Его участники видят свою задачу в том, чтобы способствовать развитию новых партнерств и стратегических альянсов среди христиан-единомышленников, которые вместе молятся, строят планы и трудятся для дела всемирной евангелизации. Небольшой штат этого движения, как правило, поддерживается другими миссиями, его председатели – добровольцы, зачастую совмещающие работу в Лозаннском движении с другими обязанностями. Его организационная структура проста, хотя его влияние распространяется на 200 стран. Лозаннское движение не претендует на широкую известность; его задача – не рекламировать себя, а служить Церкви.
После 1974 г. были проведены десятки конференций, так или иначе связанных с Лозаннским конгрессом, в том числе следующие конференции мирового масштаба: Совещание по всемирной евангелизации (Паттая 1980), Конференция молодых лидеров (Сингапур 1987), Форум по всемирной евангелизации (Паттая 2004) и Встреча молодых лидеров (Малайзия 2006). Лозанна послужила стимулом для многих региональных партнерств и тематических конференций: Азиатский лозаннский комитет по благовестию (ALCOE), Китайский координационный центр по всемирной евангелизации (CCCOWE), серия нигерийских конгрессов по всемирному благовестию и несколько международных совещаний по благовестию иудеям.
Второй крупный конгресс, условно называемый Лозанной ll (Манила, Филиппины, июль 1989), собрал 3000 участников из 170 стран, включая страны Восточной Европы и Советского Союза. К сожалению, не было представителей от Китая. Результатом Лозанны ll стал Манильский манифест – выражение воли участников конгресса. Этот документ, состоящий из 31-го пункта, был дополнением к Лозаннскому договору, составленному пятнадцатью годами ранее. Второй лозаннский конгресс дал толчок к появлению 300 новых партнерств и множества новых инициатив как в развивающихся странах, так и в других уголках мира. О его значении красноречиво говорит то, насколько сильно ощущается влияние этих инициатив по всему миру.
В результате лозаннских конференций нередко составлялись важные документы, получившие название лозаннских тематических документов (ЛТД). Ранние ЛТД, в основном, говорили о христианском свидетельстве разным группам людей: индусам, буддистам, беженцам и номинальным христианам. На форуме 2004 г. в Паттае были составлены 31 ЛТД, касающиеся широкого круга вопросов, в том числе биоэтики, бизнеса как служения, гонений на христиан и глобализации.